8 января - День повитух или Бабьи каши

Наша история

Праздник Бабьих каш или День повитух имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей у славян-язычников.

 

Праздник «Бабьи Каши», посвященный повивальному искусству, на Руси продолжал широко отмечаться и после крещения Руси- 8 января, на второй день Рождества Христова.По правилам, Бабьи каши длятся три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц, повивальных бабок, во второй день – Рода Небесного и Родителей; в третий – Рожениц.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя.

В этот день почитали повивальных бабок. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших ставили Роду и Роженицам особую трапезу.

В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день:

Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов.

Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем».

Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. 

Бабка, если можно так выразиться, была деревенской элитой. Это звание могла иметь только женщина, не запятнавшая свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером, скаредностью, корыстью, лживостью. Считалось, что иначе можно нанести вред, как здоровью, так и судьбе новорожденного.

По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок.

Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за каждого повитого ребенка и занимала почетное место в ряду родственников ребенка во время крестин, свадеб, проводов в армию.

Так кто же они – повитухи?

( народные поверья)

Повитуха — повивальная бабка, баба (ср. бабить — принимать ребенка), пупорезка и др. Своими действиями Повитуха не только помогает роженице и способствует появлению младенца на свет, но и магическим образом влияет на его судьбу. Именно ей Господь Бог или святые показывают, как сложится жизнь у только что родившихся младенцев.

Народная традиция наделяет Повитуху двойственным статусом:

она посланница Божьей Матери (очень ярко этот мотив отражен у южных славян) или заместительница Ее повитухи (по апокрифам, Иисуса Христа принимала бабушка Соломонида). Повитуха максимально приближена к лицам сакральным — ей дозволяется исполнять некоторые церковные обряды (окрестить ребенка и дать ему имя). В то же время Повитуха в силу своих знаний и умений уподобляется колдунам и знахарям. Она также является «нечистой», поскольку связана с «нечистотой» родов, роженицы и младенца.

Двойственность наблюдается и в оценке деятельности Повитухи. Повивальная бабка совершает богоугодное, «чистое» дело: чем Больше детей примет она на  земле, тем счастливее будет на небе. Существуют и поверья, что Повитуха — грешница и на «том свете» будет таскать мешок с пупами, которые она в своей жизни отрезала. Повитуха опасна и может навредить: отдать послед роженицы женщине бесплодной и лишить первую потомства, вынуть у беременной плод и заменить его головешкой и др. Если Повитуха сделает во время родов что-нибудь не «по закону», ребенок всю жизнь будет несчастен.

К Повитухе предъявляются особые требования: она не должна быть бездетной (чтобы роды не были тяжелыми); желательно также, чтобы и ее дети, и те, которых она принимала, были здоровыми и удачливыми. Повитухой может становиться женщина, у которой прекратилась репродуктивная деятельность. Необходимо, чтобы Повитуха была богатой и благочестивой, обладала народно-медицинскими знаниями, владела бы и заговорной, и молитвенной традицией. Считается, что Богородица велела Повитухе всегда быть готовой к приему новорожденных и никогда не отказывать женщинам в помощи.

Повитуха исполняет весь ритуально-магический и бытовой «сценарий» родов. Она поддерживает и приободряет роженицу, читает молитвы, шепчет заговоры, открывает окна и двери, водит будущую мать вокруг стола или через улицу, «выкликает» младенца и др. Особенно велика ее роль в случае трудных родов и при появлении на свет бездыханного младенца (которого она «оживляет» известными ей способами).

Повитуха принимает ребенка обязательно не голыми руками (чтобы тот жил безбедно), с особыми ритуалами перерезает пуповину и завязывает пупок. Особое внимание Повитуха уделяет выходу последа и действиям с ним (обмыванию, захоронению или уничтожению).

Все акты сопровождаются пожеланиями Повитухи (чтобы ребенок был здоровым, трудолюбивым, хозяйственным, вовремя вступил в брак), которые, как полагают, сбываются. Несчастливая судьба человека порой объясняется неверным поведением Повитухи во время родов.

Повитуха является также своего рода творцом характера и физических свойств ребенка. Повитуха «правит» тельце младенца, чтобы все соответствовало норме и отвечало народным эталонам красоты («расправлен, теперь уродцем не будешь»), заговаривает от грыжи, сглаза и бессонницы.

Повитуха призвана уберечь младенца и мать от злых духов, особенно опасных до крестин и «сороковой» молитвы матери. Повитуха обязана магическим способом «обеспечить» достаточное количество грудного молока у матери.

По окончании родов устраиваются очистительные обряды (баня, размывание рук — зливины, жмуринки у восточных славян) с обязательным одариванием Повитухи.

Важную роль Повитуха играет в обрядах родин и крестин: приглашает всех на пиршество, оповещая о рождении мальчика или девочки; готовит ритуальные блюда; наставляет крестных родителей, как себя вести, и пр.

Повитуху почитают на протяжении всей жизни (иначе на «том свете» придется лизать ей руки). Культ Повитухи продолжается и после ее смерти. Нередко хоронят Повитуху с особыми почестями: в гроб кладут полотенце, на руки надевают варежки. Повитуху обязательно поминают, посещают ее могилу.

Известны сказки о том, что Повитуха принимает потомство у нечистой силы (в семье черта, водяного, караконджола), за что получает богатое вознаграждение, поэтому Повитуха должна жить в достатке, чтоб не  зариться на вознаграждение нечисти.

Бабушка-повитуха и ее труд  всегда были достойны самого большого уважения.

Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит — всему дело пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки». По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены еще и на укрепление семьи. 

 Многие рекомендации повитух находят "медицинские" подтверждения и в наше время

– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она употребляет в пищу что-то «запретное», например, способное вызвать аллергию. Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.
 
– Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.
 
– Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности: есть риск преждевременных родов и осложнений.
 
– Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.
 
– Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.
 
 

Вот такими были повитухи -

акушерка,   неонатолог  и семейный психолог  в одном лице.