Телефон «Горячей линии» главного врача 8 (927) 735-62-92

Как помочь школьнику "втянуться" в учебу после каникул

 
Знаете, почему школьнику трудно втянуться в учёбу после каникул? После первых двух недель пассивного отдыха коэффициент интеллекта снижается на 20 пунктов. А ведь ребёнок был свободен от уроков всё лето – целых 12 недель! Вхождение в учебное расписание занимает около месяца. Педиатры составили для родителей список советов, которые легли в основу экспресс-метода школьной адаптации.

Соблюдайте режим

На каникулах дети обычно выбиваются из графика: ложатся поздно, встают ближе к обеду. В течение учебного года они ведут образ жизни «жаворонков», но за лето умудряются превратиться в «сов», для которых подъём в 7 утра превращается в форменную пытку.

Начните укладывать и поднимать их пораньше хотя бы за несколько дней до начала занятий, иначе школьник будет клевать носом на первых уроках и просыпаться только к третьему-четвёртому. Откуда же тут взяться глубоким знаниям и хорошей успеваемости?

Переведите стрелку

В первые недели сентября будильник должен поднимать вашего ребёнка на 10–15 минут раньше, чем обычно во время учебного года. Сейчас ученикам требуется больше времени, чтобы проснуться, позавтракать и вообще сконцентрироваться на сборах в  школу.

 

Проследите за тем, чтобы сын или дочь проверили, все ли учебники и тетрадки лежат в портфеле, не перепутано ли расписание, не забыта ли сменная обувь и пакет со школьным завтраком.

Заваривайте травы

Ребёнку будет легче перестроить биоритмы сна и бодрствования в соответствии с требованиями школьной жизни, если вы будете поить его специальным фитококтейлем, при отсутствии аллергии. Заодно он поможет предупредить расстройства сна, характерные для периода адаптации к учёбе. Многие дети в сентябре спят очень беспокойно: ворочаются в постели, разговаривают во сне или видят кошмары.

Чтобы таких проблем не возникало, за полчаса до того, как уложить ребёнка в кровать, давайте ему успокаивающий настой (по трети стакана – школьнику младших классов, по две трети – средних, по стакану – старшекласснику).
Рецепт такой: смешайте поровну цветки ромашки, семена фенхеля, траву мяты перечной и корень валерианы. Залейте 1–2 столовые ложки сбора стаканом кипятка, нагревайте 30 минут на водяной бане, охладите, процедите через несколько слоёв марли и отожмите.

Не перекармливайте утром

Ребёнок отказывается от завтрака? Не настаивайте на утренней еде по полной программе: после неё кровь отливает от головного мозга к желудку, что не способствует усвоению знаний и успешной адаптации к школе.

Пусть сын или дочь съест что-нибудь лёгкое и богатое витаминами (фруктовый салат с йогуртом, сырники со сметаной или хлопья с молоком, пару тостов с джемом). А после второго-третьего урока, когда организм проснётся и разгуляется аппетит, хорошо бы поесть поплотнее в школьной столовой.

Запланируйте прогулку

Ученики – не роботы, не знающие усталости. В период школьной адаптации дети утомляются больше, чем обычно, поэтому нуждаются в прогулке после занятий и перед сном. Большую часть полученного на свежем воздухе кислорода организм направит к нервным клеткам: когда те страдают от его недостатка, процесс привыкания к школе усложняется и затягивается.

Проследите за тем, чтобы ребёнок гулял не менее 1,5–2 часов в день. Причём прогулка должна предшествовать выполнению домашнего задания, а не быть наградой за сделанные уроки.

Стимулируйте интеллект

Дайте ребёнку время на раскачку. Даже гоночному болиду требуется время для разгона – он не может сходу развить скорость 250 км в час! Отключившемуся во время летних каникул детскому интеллекту, как и автомобильному мотору, нужно разогреться. На максимум своей производительности он выйдет не сразу, поэтому первые недели учебного года традиционно отводятся для повторения ранее пройденного материала.

Не стоит натаскивать к школе заранее, заставляя заниматься в последние недели августа, чтобы вспомнить то, что было забыто за лето. Ребёнок и вспомнить толком не вспомнит, и устать от учёбы успеет, а в итоге кризис адаптации начнётся прямо с первого сентября. Вы же этого не хотите? Ускорить процесс интеллектуальной загрузки помогут зелёный чай, обогащённая кислородом минеральная вода и свежевыжатый апельсиновый сок, в котором содержится ударная доза аскорбиновой кислоты – витамина ума и бодрости.

Укладывайте спать днём

В сентябре многие школьники, включая старшеклассников, бывают не прочь прикорнуть после уроков. Не препятствуйте дневному сну! Он помогает ученикам быстрее преодолевать адаптационный стресс и лучше усваивать новые знания. Методом электроэнцефалографии с помощью специальных датчиков, закреплённых на голове, учёные исследовали так называемую биоэлектрическую активность мозга – движение нервных импульсов по отросткам нейронов. Оказалось, что энцефалограмма (ЭЭГ), снятая во сне у грудного ребёнка, практически не отличается от таковой у взрослого. А вот созревание ЭЭГ, типичной для бодрствования, идёт аж до 12–18 лет. Выходит, деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву! И этому есть объяснение. По сути дела мозг ни днём, ни ночью не отдыхает: он просто переключается с восприятия на режим обработки и усвоения информации. А когда поток информации возрастает, детский сон из монофазного (одноразового ночного) становится полифазным (двукратным).

Если ребёнку некогда или не хочется спать днём, предложите ему просто полежать 10–15 минут на диване с закрытыми глазами. Этого достаточно, чтобы его уставший от учебного дня мозг произвёл быструю перезагрузку. Когда веки опускаются, нервная система автоматически переходит на альфа-ритм, в котором восстанавливается гораздо активнее, чем даже во время сна.

Давайте адаптогены

В течение первых 10–14 дней сентября заваривайте ребёнку утром и днём чай с лимонником, левзеей или родиолой розовой. Эти растения обладают свойствами природных адаптогенов, облегчающих приспособление от каникулярной свободы к жёстким рамкам учебного регламента, а также способностью стимулировать нервную систему, в частности, улучшать память и внимание.

Жмите на точки

Чтобы ребёнок меньше уставал и без особых проблем втянулся в учебный процесс, несколько раз в день стимулируйте особые точки, которые тонизируют нервную систему. Расположены они на голове.

Пройдитесь четырьмя пальцами каждой руки по параллельным линиям от лба к затылку, а затем воздействуйте на точки в центре висков, после этого – у внутренних уголков глаз и посередине ушных мочек (просто потеребите их, разомните между подушечками большого и указательного пальцев).

Поднимайте ресурсность

Чаще подбадривайте школьника, обращайте внимание на его успехи, помогайте преодолеть трудности в учёбе. Иначе говоря, повышайте самооценку своего ребёнка, мобилизуйте его психику. В психологии это называется «поднимать ресурсность личности».

Не пренебрегайте мелочами. Даже подолгу сидеть за столом ученику в это время тяжело. За лето он утратил многие школьные навыки. Поэтому в сентябре обязательно проследите за правильной осанкой!