Праздничная новогодняя открытка

 
В XVIII в. во Франции установился обычай обмениваться визитными карточками, что было как дань почтению и благодарности. В конце XVIII в. англичанин Генри Коул предложил заменить на праздники визитную карточку открыткой. Он придумал оригинальный способ – благодаря своему близкому другу художнику Джону Хорсли, расположить на открытке в центре изображение своей семьи, сидящей за праздничным рождественским столом, а по бокам – сюжеты дарения подарков, одежды и еды беднякам, которым помогала семья Коулов. Таким образом, символичным стало то, что своим же согражданам чиновник Коул давал понять, что заниматься благотворительностью в рождественский сочельник должна каждая английская добропорядочная семья. Эти праздничные карточки распространялись среди родственников, друзей и партнеров Коулов, вызывая тем самым необычайный интерес и восхищение. Тогда английский чиновник решил сделать бизнес – напечатать открытки большим тиражом и продавать их. За одно Рождество семья выручила весьма большие деньги, однако поставить дело на поток Коулы не решились, так как считали, что это сиюминутное предприятие, нежели долгоиграющий бизнес. Как показала история, они ошиблись. Уже в середине XIX в. массовое производство поздравительной открытки было поставлено на поток.
 
 
Так, из Англии через Европу открытка пришла в Россию. Поздравительная визитная карточка была небольшой по размеру. С одной стороны изображался праздничный рисунок, а с другой – достаточно места для размещения почтовой марки и поздравления. Это был прообраз открытки, напоминавший современную. В России открытка без иллюстраций была введена в 1874 г. Почтовый департамент в то время относился к Министерству внутренних дел. Министр подписал распоряжение для почты о том, что допускаются к выпуску и пересылке открытки с рисунком. Первоначально, когда в Российской империи еще не было налажено изготовление открыток, предприимчивые купцы продавали иностранные открытки, заменяя их надписями на русском языке. Сама открытка стоила по тем временам недешево, а еще приходилось нанимать художника, который бы зачищал и наносил поздравления «С Новым годом» или «Счастливого Рождества».
 
 
В конце XIX столетия совершился бум поздравительной открытки, поднявший полиграфию и шелкографию на новый уровень. Первые открытки, как утверждают исследователи, издавались в России общиной Святой Евгении. По одной из версий первую русскую художественную открытку создал Николай Каразин в 1901 г. Так это или нет, но с уверенностью можно сказать, что до революции открытка пережила настоящий бум. В эпоху серебряного века над созданием рождественской и новогодней открытки трудилось целое поколение талантливых художников, таких как Николай Николаевич Каразин, Елизавета Бём, Иван Билибин, Борис Васильевич Зворыкин, Е.Лебедева, С. Соломко, Любовь Эндаурова и другие.
 
 
Новая эпоха всегда приносит новые традиции. В годы советской власти Рождество и Новый год оказались под жесточайшим запретом, поэтому открытки к этим праздникам перестали выпускать. Однако, Новый год как праздник вернулся в 1935 г. Тогда же вернулась и елка, только не как рождественский, а новогодний атрибут. А впоследствии, к ней примкнула дореволюционная традиция шампанского на столе: советским химикам пришлось в короткие сроки разрабатывать рецептуру «Советского шампанского». Вернулась и новогодняя открытка. С 1930-х по 1980-е гг. в новогодней открытке появились новые сюжеты. В годы Великой отечественной войны на праздничных карточках изобиловали солдаты, защищающие детей и прогоняющие фашистов; приветы с фронта домой; солдаты на фоне Кремля, уходящие в бой и др. Таким образом, открытка стала агиткой против врага и давала надежду, что в наступающем году война все же закончится. В эпоху освоения космоса в новогодней открытке стали преобладать символы эпохи – ракеты, космические корабли и космонавты. В годы «застоя» излюбленным мотивом стали достижения страны Советов: вот мы видим на открытке входящие в дома людей телевизоры, здесь Дед Мороз разговаривает по телефону (самому доступному средству связи советского человека), только что построенную Останкинскую башню и др. Неизменным символом Нового года в это время был Московский кремль с курантами на Спасской башне. При этом, опытные художники, чтобы не попасть под выговор и увольнение, убирали с открытки кресты кремлевских храмов. А когда советская власть прекратила свое существование, художники сознательно уменьшали красные кремлевские звезды, увеличивая кресты. Также на фоне традиционных мотивов елки, игрушек, зайчиков, белочек и пр. в 1990-е гг. стало повсеместным изображение русской тройки, окрашенной в цвет триколора.
 
 
В Новой России наряду с массовой рождественской и новогодней открыткой стали появляться корпоративные открытки. Это связано с большим количеством появившихся частных фирм и компаний, чего не было в Советской власти. Каждое предприятие и сегодня считает необходимым направлять своим коллегам и партнерам фирменные открытки с логотипом компании. Это является не только знаком хорошего тона, но и еще дополнительным рекламным материалом. Современные технологии позволяют изготавливать самые разнообразные корпоративные новогодние и рождественские открытки: традиционная полиграфия с полноцветной печатью, шелкография (открытки с тиснением, вырубкой, лакированием и фольгированием), 3d-открытки др. Так что сейчас возможно реализовать любое свое желание по созданию праздничной новогодней открытки. Главное, чтоб она дарилась от всей души!
 
Источник http://cultcalend.ru//